Колеса в сборе для старт шоссе

Колеса в сборе для старт шоссе

Советский велоспорт в семидесятых.Велосипед "Спорт"Велосипед "Старт-шоссе"Велосипед "Чемпион-шоссе"Велосипед " Colnago"

turbo.jpeg

Продавал я недорогой шоссейник Comanche Strada мужчине лет 60. Человек как человек, брюшко и всё такое, ещё подумал “Ну зачем ему шоссер?”, но когда он сел в седло и положил руки на руль, я сказал себе - Артём, протри глаза, да это же он, гонщик из золотых семидесятых! Стало ясно, что в те годы чел жил на велосипеде, оставляя время только для еды и сна, а тренер с настойчивостью садиста полировал его технику! Это “школа”. Без тени снобизма и с любовью ко всем велосипедистам замечу, что можно купить очень дорогой велосипед, профессионально экипироваться, быть в великолепной физической форме, но если не прошёл школу, то издалека видно, что ты аматор. Дорогой инвентарь не делает тебя не то что гонщиком, но даже похожим на него. А этот человек едет на средненьком велосипеде в трениках и ошибиться невозможно. Я понимаю, что лично вы, мой юный друг, такой задачи перед собой не ставите, просто предпочитаете лучшее во всём, но если такая мысль всё же придёт, то дорогому байку следует предпочесть хорошего тренера. Причём не фитнес-тренера, которые обычно и сами убеждены, что всё дело в карбоновой раме и легких колёсах, а настоящего гонщика, который знает, что в процессе подготовки спортсмена инвентарь важен, но он стоит на последнем месте в списке важных вещей. Хотя, с другой стороны, если вы богатый человек, то почему бы не иметь и то и другое? Я, кстати, как всегда хорошо раскрыл эту тему в своей статье "ВЕЛОСИПЕД. ЧЕМ ДОРОЖЕ ТЕМ ЛУЧШЕ?"

А теперь предлагаю понастальгировать. Не питаю тёплых чувств к ссср и советскому велостроению, но в плане велоспорта семидесятые прошлого столетия это было нечто. Количество велогонов в Киеве зашкаливало. Гоночный велосипед в магазине купить было невозможно, но каждое приличное предприятие имело при себе секцию велоспорта, в которую мог прийти любой подросток и получить спортивный велик бесплатно в пользование.

Что я и сделал в 1977м, бонусом к велосипеду получив здоровье и профессию.

Artem1977

Проехать по Киеву и не встретить несколько групп по 10-20 велосипедистов было невозможно. Не говоря уже об одиночных особях. Даже городские соревнования собирали на старте группу в 100-150 участников, причём не любителей, а серьёзных профи.

На старте групповой гонки. Семидесятые. Фото не киевское, но атмосферное.

start70s

В восьмидесятых страна загнулась под тяжестью финансовых проблем развитого социализма и велоспорт тоже покатился вниз. В девяностые всё сошло на нет.

Не фотошоп, магазин начала девяностых.

soviet-shop

Прошло сорок лет. Велосипед в плане спорта и туризма опять популярен, а существенное увеличение количества шоссейников последние 2-3 года говорит о том, что кризис преодолён окончательно. До эльдорадо семидесятых ещё далеко, но уже появляются бесплатные велосекции. Их мало, но они есть. И я надеюсь, что это начало тренда. К тому же, сегодня можно купить практически любой велосипед. Конечно дорого, но ведь можно же. Если гражданин ссср в данном контексте имел две проблемы, первая - заработать, вторая - купить, то теперь проблема только одна - заработать. При этом должен отметить, что серьёзный ущерб развитию массового велоспорта наносят распространители мифа о том, что велосипед должен стоить несколько тысяч долларов. Это приводит к тому, что часть желающих понимает, что сумма непосильна и отказываются от покупки, а часть таки тратится напрягая семейный бюджет и беря кредиты Хотя расходы эти в 99% случаев неоправданны. По моему скромному мнению, сумма в $500-1000 достаточна, чтобы начать принимать участие в гонках. Во всяком случае шоссейных. А если соревнования не планировать, то этой суммы достаточно в принципе для всего. Подробнее тема раскрыта в моей статье "ДЕШЁВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ПРОТИВ ГОНОЧНОГО СУПЕРБАЙКА"

А теперь для тех, кому интересно выкладываю фото велосипедов, которые можно было получить в семидесятые, записавшись в секцию велоспорта. С моими комментариями.

Сначала новичку выдавали велосипед “Спорт”

Велосипед ХВЗ В-541 Спорт 1965 г.

Велосипед ХВЗ В-541 Спорт 1965 г.

Именно на этой модели я проехал в 13 лет первую разделку 10 км за 20`40”. Без крыльев кончено. И без переключателей. Передний не предусмотрен, а задние тренер поснимал, т.к. запчасть была дефицитной и так он пополнил склад запчастей для более продвинутых гонщиков. Поэтому первым моим многоскоростным велосипедом был Не “Спорт”, а “Старт-шоссе”, который я получил годом позже в 1978м.


 

XB3-1

На "Спорте" задняя втулка была кассетного типа, поэтому когда мы переделывали "Старт-шоссе" в кросс (сейчас это циклокросс), то меняли штатную втулку на эту, т.к. в стартоновской кросс-кантрийные нагрузки иногда ломали ось. В сущности менялся только обод, двухмилиметровые спицы от "Спорта" тоже оставались, они были несколько надёжнее 1,8 мм спиц от "Старт-шоссе", которые лопались даже на шоссе.

XB3-2

Колёса крепились т.н. "барашками", удобная штука, между прочим. По сравнению с гайками.  Эксцентриковый зажим конечно лучше.

XB3-3


 

XB3-4

Тормозные ручки были со встроенной регулировкой длинны троса, но в следующих моделях эту опцию убрали и в придачу неудачно изменили форму ручек. Стало хуже.

XB3-5

XB3-6

XB3-7

Вот откуда Marvel черпает вдохновение!

XB3-8

В семидесятых были велокомпьютеры.

велокомпьютер

Затем перспективных новичков пересаживали на “Старт-шоссе”

Велосипед ХВЗ В-555 Старт-Шоссе 1972.г.

Велосипед ХВЗ В-555 Старт-Шоссе 1972.г.

"Старт-шоссе" самый массовый гоночный велосипед в СССР. Качеством он значительно уступает даже недорогим современным шоссейникам, но именно “стартон” сделал велоспорт таким популярным в семидесятых. Выступали на нём в основном по юношам и юниорам и, если память мне не изменяет, лучшие люди в командной гонке 50 км выезжали из 1 ч. 05`.

starton1

Передних шестерён было две, на 48 и 51 зуб, странное, на мой взгляд, конструкторское решение, т.к. переключение мало что меняло. На равнине этого хватало, но в горах было тяжеловато. В следующих моделях стали ставить 43 и 53 и это было правильно.

starton2

starton3

starton4

Обычные втулки с большими фланцами не были предметом обожания как спецзаказовские, но после того как они были сняты с производства мы продолжали комплектовать ими передние колёса кроссовых (циклокроссовых) велосипедов, т.к. колесо на такой втулке было крепче за счёт короткой спицы. А когда не находилось подходящей кассетной втулки с велосипеда "Спорт", то и заднее. 

starton5

Шатуны крепились к валу каретки клиньями. При километражах 10-20 тыс км в год менять их приходилось довольно часто. Но это было проблемой и угадайте почему? Правильно, их тоже не хватало. В дефиците конечно были все запчасти не говоря уже о велосипедах в сборе, но даже такую простую в производстве и очень востребованную мелочь могучий ссср тоже не мог изготовить в достаточном количестве.

starton6

Даже такие антикварные ободные тормоза не подвели меня ни разу, а сейчас то они стали несравнимо лучше, так что не верьте, когда говорят, что вибрейки не держат в дождь и грязь и без дисковых ваша жизнь в опасности. Мне лично не попадалась информация, что после широкого распространения дисковых велосипедных тормозов статистика травматизма велосипедистов как то изменилась. Безусловно в кросскантрийных гонках я бы предпочёл дисковую гидравлику, но в обычной жизни и даже в условиях серьёзного круглогодичного велотуризма мощности и модуляции хороших ободных тормозов хватает с большим запасом.

starton7

starton8

Данный велосипед обут в кроссовые однотрубки. Трубки были самым большим дефицитом, а кроссовые вдвойне. На шоссе они не использовались, но каждую осень проводились соревнования по кроссу (сейчас это циклокросс) и на грунте они вели себя несколько лучше обычной резины.

starton9

Седло из кожи чепрак было жёстким, неудобным и протирало шерстяные велотрусы за несколько тысяч км. Мы пытались его как то модифицировать своими силами, но помогало мало. Потом появились капроновые сёдла, которые были ещё жестче, но зато имели удобную форму и трусы не протирали . А задница привыкает когда ты не слазишь с велосипеда круглый год.

КМС и МС уже выступали на “Чемпион-шоссе”, в восьмидесятых переименованный в “Velosuper” (т.н. спецзаказ)

ХВЗ В-552и Чемпион-Шоссе 1976 г.

ХВЗ В-552и Чемпион-Шоссе 1976 г.

“Чемпион-шоссе” собирался по спецзаказу на хоромолевой раме, был легче, намного качественнее, что позволяло добавить порядка 3% к результату по сравнению со Старт-шоссе. К тому же наличие у тебя такого велосипеда несколько деморализовывало соперников на стартонах, т.к. характеризовало тебя как сильного гонщика. На фото видно то самое капроновое седло, которое пришло на смену чепраку.

Соответствует уровню сегодняшнего качественного недорогого шоссейника.

chemp1

Спецзаказовские втулки с большими фланцами похожи на продукцию "Compagnolo" и именно поэтому были предметом гордости владельца.

chemp2

На этом велосипеде обмотка чёрная, но особым шиком было обмотать руль белой тесьмой не смотря на то, что это непрактично и купить такую тесьму в магазине было сложно. Вы не поверите, но даже такая мелочь была в дефиците.

chemp3

2021-04-16_09-09_687.jpg

Манетки располагались на раме и не имели фиксированных позиций, т.е. переключатели приходилось позиционировать вручную. После непродолжительных тренировок это не вызывало затруднений. То, что для переключения приходилось отрывать руку от руля и тянутся вниз тоже не слишком напрягало, но только на шоссе, при подготовке велосипеда к циклокроссу приходилось кустарными методами переносить их на руль. При этом алюминиевый шоссейный руль мы меняли на стальной ровный, который был настолько удобнее при езде по кросс-кантрийным трассам, что мы даже шли на утяжеление велосипеда. В связи с этим у меня лично большие вопросы к современным велосипедам типа “гравел”, т.к. проверил на личном опыте, шоссейный руль неудобен и бессмысленен в условиях отсутствия нормального твёрдого покрытия.

chemp5

Концы вилки и задних перьев были хромированными. Ах, как это было круто! :)

chemp6

chemp7

Шатунами под квадрат комплектовались только спецзаказовские велосипеды. Производились они методом фрезерования из алюминиевого сплава. Они были легче и намного качественнее серийных под клинок, но в свободную продажу никогда не поступали, а с рук стоили очень дорого. Некоторым перспективным гонщикам выдавались такие для установки на Старт-шоссе. Не могу сказать, что это существенно влияло на результат, но наличие такой системы в комплекте с глаголом давали тебе психологическое преимущество на старте. К тому же не нужны были дефицитные клинки.

В начале восьмидесятых ХВЗ закупил в Италии оборудование для производства алюминиевых шатунов под квадрат методом литья и они даже появились в свободной продаже по адекватной цене и приемлемого качества. Праздник продолжался пока итальянцы осуществляли отладку оборудования и контролировали производство, но как только они уехали, шатуны начали ломаться и в спорте продолжили пользоваться только дорогими фрезерованными.

chemp8

Педали с туклипсами по удобству сложно сравнивать с сегодняшними контактными, но в паре с велотуфлями держали они хорошо и при падении высвобождали ногу без травм голеностопа. Но спринтерам на треке всё же приходилось ставить два ремешка.

chemp9